Информатизация и связь в российской федерации. Программы информатизации россии. законодательные и другие нормативные акты устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединени

Главным российским ИТ-проектом последних лет стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018 году в соответствии с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года 70% всех госуслуг должны оказываться в электронном виде.

Во всем мире государственные инициативы являются основным двигателем развития информатизации в стране. Россия — не исключение. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», а также ряд других региональных и ведомственных программ оказали существенное влияние на уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и привели к ощутимым результатам.

В 2011 году во всемирном рейтинге «Индекс развития ИКТ» Россия поднялась на 2 строчки, переместившись на 38 место с 40, которое отечественная ИКТ-отрасль занимала в 2010 году, а также поднялась на 27 место в рейтинге, подготовленном ООН, по уровню развития электронного правительства в мире.

Министерство связи и массовых коммуникаций России ведет планомерную работу, направленную на повышение качества и уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, возможность их получения по принципу «одного окна», обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, повышение открытости государственных органов и участия граждан в принятии государственных решений («Открытое правительство»), а также повышение эффективности расходования бюджетных средств на ИКТ в государственных органах.

Для решения этих задач Минкомсвязь России разработала новые подходы к координации мероприятий в области ИКТ. Была сформирована необходимая методологическая база для координации создания и использования ИКТ госорганами, создана система целевых показателей и индикаторов для планирования бюджетов мероприятий по информатизации, влияющих на качество предоставления государственных услуг. Также для решения системных проблем в области ИКТ была организована техническая и организационная поддержка.

В рамках развития ИКТ в госорганах можно выделить ряд ключевых направлений:

  • Единый реестр населения;
  • Геокод зданий и домохозяйств;
  • Электронная подпись;
  • Единая сеть передачи данных для госорганов;
  • Облачные вычисления для госорганов;
  • Документооборот ФОИВ;
  • Федеральный портал управленческих кадров;
  • Независимый регистратор документов ФОИВ;
  • Независимый регистратор действий на электронных торгах;
  • Электронный реестр лицензий;
  • Единый реестр финансового обеспечения;
  • Единый реестр залогового имущества;
  • Единый архив оцифрованных и электронных документов;
  • Реестр всех объектов социальной инфраструктуры;
  • Управляемость ФГУПов и ОАО;
  • Открытые данные;
  • Свободное программное обеспечение в госорганах;
  • ИКТ-обучение для госслужащих;
  • Электронное здравоохранение;
  • ГАС «Управление»;
  • ГАС «Выборы»;
  • ГИС «ЖКХ»;
  • ГИС «Территориальное планирование»;
  • ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
  • АИС «Безопасность дорожного движения»;
  • Распределение номеров водительских удостоверений;
  • Электронные паспорта;
  • Защита персональных данных.

Сущность процесса информатизации и основные положения государственной политики в сфере информатизации

Основные понятия. Задачи государственной политики в области индустрии информатизации.

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.

Целями информатизации во всем мире и в том числе в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально- политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

Как известно, во всех развитых странах удовлетворение всех основных социальных и индивидуальных потребностей осуществляется за счет распространения и использования информационных ресурсов общества, обеспечения доступа к ним посредством современных информационных технологий и развитой информационно-коммуникационной структуры.

Информационные ресурсы, инфраструктуры и технологии в совокупности образуют интегрированную информационную среду (ИС) общества. Развитая информационная среда служит технологическим базисом формирования единого информационного пространства России как целостного федеративного государства, обеспечивающим включение российских регионов в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Она является необходимым условием гибкого и эффективного управления жизнью общества.

Процессами формирования ИС - процессами информатизации - в России стали серьезно заниматься с начала 90-х годов. Вначале Комитет при Президенте РФ по политике информатизации, а в настоящее время в результате ряда структурных реорганизаций Минсвязи России возглавляет работы по организации этих процессов, координации действий научных и конструкторских организаций.

Несмотря на сложности, обусловленные переходной экономикой, быстрым развитием отечественного рынка информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, государственная политика информатизации приобрела в настоящее время концептуальную целостность. Созданы важные правовые, организационные и экономические условия для развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, системы распространения и использования информационных ресурсов. Существенное внимание уделяется разработке законодательства в этой области. Так, в сентябре 1992 года принят Закон "О правовой охране программ для электронных машин и баз данных", в ноябре 1994 года - Закон "Об обязательном экземпляре документов", в феврале 1995 года - Закон "Об информации, информатизации и защите информации", в июне 1996 года - Закон "Об участии в международном информационном обмене". По проблемам информатизации выпущено большое количество указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также руководящих и организационно-методических материалов различных государственных организаций. Здесь нам представляется полезным остановиться на основных элементах понятийного аппарата информатизации, введенных в упомянутых выше, нормативно-правовых документах.

Прежде всего, дадим определение собственно термину "информатизация". В Законе "Об информации, информатизации и защите информации" это понятие определено следующим образом:

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

В этом Федеральном законе используется еще несколько понятий:

информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система - организационно - упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет основные направления государственной политики в сфере информатизации. В связи с важностью этих вопросов приведем соответствующие формулировки закона полностью.

Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

Обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

Формирование и защита государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

Создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

Обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

Содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

Формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

Поддержка проектов и программ информатизации;

Создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

Развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

В "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной решением Президента РФ в 1995 году, отмечено, что имеющиеся проблемы информатизации России можно решить только путем формирования единого информационного пространства России. Это понятие определено в Концепции так:

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

Информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

Организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

Средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.

Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:

Обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

Создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

Повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

Повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;

Предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

Повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности;

Интеграция с мировым информационным пространством. Развитие информационной инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития отечественной индустрии информатизации.

Основными задачами государственной политики в области индустрии информатизации являются:

Создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства средств для их реализации;

Развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей;

Содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба;

Подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации. Рассмотрев основные понятия, связанные с процессом информатизации, и принципы организации этого процесса в России, перейдем к краткому анализу современного состояния информатизации России и ее перспективам.

Лекция 2. Информатизация России. Рынок программных средств

Развитие рынка в программных средств в России. Критические информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии.

Во многом благодаря последовательной реализации рассмотренных в предыдущем разделе основных принципов государственной политики в сфере информатизации показатели развития информационной среды российского общества выглядят достойно, хотя по ряду из них Россия существенно уступает США и другим развитым странам.

Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим несколько миллионов баз данных, электронных информационных массивов библиотечных и архивных фондов. В последнее время быстро растет количество российских сайтов в Интернете, ежегодно их число удваивается. Однако нельзя не отметить, что по показателю доступности информационных ресурсов наша страна отстает от развитых стран.

Сегодня в большинстве крупных городов России эффективно функционируют провайдеры - организации, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет. Широко используется бесплатное (некоммерческое) обслуживание пользователей. Быстро расширяется и рынок сетевой коммерческой информации (сведения о компаниях, товарных рынках, рынке ценных бумаг, объектах инвестиций). Это означает серьезный шаг по пути к информационной экономике.

Бурному развитию процессов информатизации и, соответственно, отечественных территориальных компьютерных сетей и информационных систем различного рода в первой половине 90-х годов в значительной мере способствовало как ускорение развития инфраструктуры связи, так и определенное насыщение страны персональными компьютерами.

В настоящее время отечественные сетевые структуры (при отставании на 1-2 года) развиваются в направлениях, по которым идут США, Великобритания, Германия, Франция.

Разумеется, развитие ИС требует постоянного совершенствования научно-технической и технологической базы этого развития. Эту базу составляют прежде всего критические информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии.

Термин "критические" технологииприменительно к информации означает, что именно их уровень и масштабы применения определяют эффективность достижения главных целей информатизации.

К этим технологиям прежде всего следует отнести:

Многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой;

Вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ;

Системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений;

Системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности;

Информационно - телекоммуникационные системы;

Системы математического моделирования.

В ближайшем будущем важнейшими задачами политики информатизации будут селективная государственная поддержка приоритетных технологий, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований, стимулирование использования конкурентоспособных отечественных технологий в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах.

Что касается российского информационного рынка, то его главная отличительная черта состоит в его неоднородности по регионам страны. Это связано, естественно, с географическим положением регионов, неравномерностью их социально-экономического развития, направленностью экономической деятельности и т. д.

Развитие рынка по традиции идет от центра к регионам. Кроме того, слабость правового регулирования рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие.

Необходимо отметить развитие сферы домашнего потребления компьютеров, которая быстро растет, и в ближайшие годы количество домашних компьютеров может составить до половины всего парка ПК, что вызовет резкое повышение спроса на информационные продукты и услуги (до 60-70% в общем объеме продаж). Трудно переоценить социальное значение этой тенденции.

Российская культурная среда оказывает непосредственное воздействие на процессы информатизации. Имеется ряд благоприятных для этого развития социально-демографических характеристик, в частности высокий процент городских жителей (в 1994 г. в России было 75% горожан, что выше, чем в целом по Европе). Другой важный индикатор - высокий процент молодых, 15-16-летних людей, активных, способных и желающих осваивать компьютерный мир. Однако сегодня работают и тормозящие факторы: неразвитые информационные потребности населения и неготовность общества жить в условиях открытого общества.

Мировое информационное развитие ускоряет движение России по пути демократических преобразований общества и государства. Уже можно говорить о формировании в России новой информационно-правовой реальности. Права и свободы граждан переместились в фокус общественного внимания. Именно в сфере создания, распространения и потребления информации приобретают наиболее острые черты проблемы взаимоотношения государства и общества, социальных институтов и граждан, открытости информации. Сегодня информационное право следует рассматривать как главный инструмент демократического развития страны.

Политика информатизации должна быть ориентирована и на решение главных задач информационной политики:

Обеспечение широкого, свободного доступа к информационным ресурсам;

Обеспечение граждан общественно значимой и востребуемой информацией;

Подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке.

В различных странах движение процессов информатизации осуществляется и оценивается по-разному. Дело не только в том, что исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития информационной среды или по возможностям инвестирования в нее. Эти факторы обусловлены неравномерностью мирового экономического развития. Различные стратегии формирования информационного общества обусловлены общими закономерностями экономического и политического развития. Если в США доминирует прагматический подход, то европейские страны на первый план выдвигают социальную и гуманитарную составляющие информатизации.

Зарубежный опыт свидетельствует, что структурные изменения в мировой экономике, интернационализация общественной жизни - источники перемен в традиционном политическом ландшафте. Информатизация усиливает эти изменения.

Сказанное имеет важное значение для осмысления движения России к развитому информационному обществу. Прежде всего, надо понять, что это постепенный и длительный процесс. Сегодняшнее отставание России вызвано прежде всего структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентоспособной продукции обрабатывающейпромышленности.Доминирование в экономике России реликтовых технологических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсутствие полнокровной национальной компьютерной сети, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе, обусловленный низким уровнем качества жизни, - таковы принципиальные преграды на пути нашей страны к информационному обществу. Именно поэтому наше общество должно нащупать свой путь преодоления этих преград, не повторяя в общем американский, европейский, японский или даже латиноамериканский пути, и определяемый особенностями ее политического, социального, экономического и культурного развития.

Собственный путь предполагает тщательно продуманную стратегию, основу которой должна составить интеграция экономической, технологической, информационной и культурной политики, рассчитанная, по крайней мере на жизнь одного поколения. Россия непосредственно взаимодействует со всеми субъектами в современной системе международных политических, экономических и культурных отношений. И это взаимодействие в глобальной системе мировых информационных связей будет усиливаться.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

(Название Университета)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"

ТЕМА: " Концепция информатизации Российской Федерации"

Выполнил

Второго курса

Проверил

Москва 2009г.

Содержание

  • Введение
    • 2. Информационная политика
    • Заключение

Введение

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов. Информация - являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используется такое понятие как “информация", “информатизация", “информационные технологии” и т.д.

Но всегда ли общество было “информационным"? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций. Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию. Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и следовательно мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания. Что обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной. Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.

Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Пользователь информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.

В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.

Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

Большинство населения получает информацию в традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.

Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.

Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информационной индустрии, а следовательно, информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В нашей стране эту основу составляют сетевые технологии - область достаточно новая и очень быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются условия для свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации благодаря организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных систем.

1. Формирование и использование информационных ресурсов

Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;

информационные ресурсы субъектов РФ.

В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:

государственные;

межгосударственные;

негосударственные (в том числе коммерческие);

смешанной собственности.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития. Основные направления государственной политики в сфере информатизации является:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;

создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.

Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информационного пространства России, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.

При всех недостатках информационно - управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов.

Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением скоординированного формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов, что значительно снизит затраты по их формированию. Это относится в первую очередь к таким организациям, как:

Государственный комитет РФ по статистике;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Комитет РФ по геологии и использованию недр;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;

Федеральная служба занятости России;

Государственной таможенный комитет Российской Федерации;

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;

Государственная налоговая служба Российской Федерации и др.

А также всех организаций и граждан Российской Федерации. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, которое обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации, средств ее обработки и распространения.

Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем" которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа. К информации открытого типа относятся:

законодательные и другие нормативные акты устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права и обязанности граждан;

документы содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях … необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов и населения в целом;

документы содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы накопленные в открытых фондах библиотек, архивов, информационных систем органов государственной власти.

На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Для увеличения активности пользователей необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, создание центров свободного доступа к глобальным информационным системам мира, провести широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати, издание соответствующей массовой литературы и т.д.

В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.

В области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики государственная политика должна способствовать:

предоставлению возможности негосударственным структурам доступ в установленном порядке к государственным информационным ресурсам;

доступу граждан и организаций к негосударственным информационным ресурсам;

расширению сферы платных информационных услуг.

Особую поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя. Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в оказании на их основе информационных услуг при наличии соответствующей государственной лицензии.

К государственным информационным ресурсам относятся:

ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;

ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.

Обеспечение работ по созданию государственных информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.

Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации. Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.

Важнейшим этапом формирования государственной политики является определение приоритетов для государственных информационных ресурсов, к которыми следует отнести:

правовую информацию, связанную с построением правового государства;

информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;

информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;

открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;

информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).

Формирование и использование государственных информационных ресурсов должно организовываться по принципу прямого доступа. На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо обеспечить выделение из информационных ресурсов открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, доступным всем организациям и гражданам.

В регионах информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. Информацию, входящую в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.

По мере оснащения библиотек соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа. При разработке схемы доступа к государственным информационным ресурсам следует учитывать, что все более весомо заявляют о себе коммерческие информационные центры и телекоммуникационные сети, ориентирующиеся в основном на обслуживание финансовых и предпринимательских структур. Они также могут быть использованы для организации доступа к государственным информационным ресурсам на договорных условиях.

2. Информационная политика

Так что же необходимо для того, чтобы огромные объемы информации были эффективно использованы нами для решения реальных проблем - информатизация общества. Ее осуществление требует особой информационной политики, осуществляемой на следующих уровнях:

государственным;

отраслевом;

региональном;

предпринимательском;

бытовом.

Как и всякая политика, информационная политика представляет собой особую деятельность по достижению социально значимых целей.

Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики.

Государственная политика в области информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач:

обеспечение условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворение их информационных потребностей;

создание всех необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;

установление порядка формирования и использования информационных ресурсов,

обеспечение совместимости и взаимодействия систем информатизации на базе современных информационных технологий,

определения государственных органов, ответственных за ведение отдельных информационных ресурсов;

создание эффективной системы сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов;

повышение уровня информационной грамотности;

обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения;

обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве России.

создание отечественных современных информационных технологий и развитие производства, средств для их реализации;

развитие отечественного производства современных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей; содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба;

подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации.

Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры России должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах. В условиях ограниченности бюджетных ассигнований целесообразно:

установить приоритеты региональной информатизации;

определить оптимальные средства связи и передачи данных для каждого региона с учетом ожидаемой информационной нагрузки и территориальной удаленности субъектов телекоммуникации (спутниковые каналы связи, оптоволоконные линии связи, радио и радиорелейные, телефонные, телеграфные линии связи и т.д.).

организовать сервисное обслуживание пользователей, применяющих отечественные технологии.

При этом отечественные предприятия информационной индустрии должны взять на себя сопровождение и развитие средств информатизации, приобретенных пользователем, по мере появления новых технических и программных продуктов.

Государство должно обеспечить максимально быстрое развитие всех систем связи, прежде всего телекоммуникационной, на основе прогрессивной информационной технологии. Развитие современных систем связи - оптоволоконной, спутниковой, радиорелейной, и т.д. - необходимое условие совершенствования государственного управления, развития рыночных структур, нормальной кредитно-финансовой системы и т.д. В условиях огромных размерах территории России наличие хороших систем связи является первым условием экономического развития. Создание телексной системы, электронной почты и т.д. могло бы позволить с минимальными потерями решить огромное количество транспортных, энергетических, управленческих и других проблем.

На основе систем связи, создаваемых общегосударственными, региональными, международными и коммерческими структурами может осуществляться информатизация органов государственной власти. Она предполагает компьютеризацию, автоматизированную обработку информации и автоматизированную поддержку принятия решений на уровне Администрации Президента РФ, правительства, законодательного корпуса, а также министерств и ведомств. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, обеспечивающие соответствие информационно-технологических продуктов и решений, реализуемых и производимых в России, высшим международным стандартам. Создавать условия для развития информатизации в сфере информационной индустрии - вот главная задача государственных органов, вырабатывающих и осуществляющих информационную политику России.

Центр тяжести в российской информационной политике смещается в сферу региональной информационной политики. Это смещение имеет глубокие социальные, политические, экономические и исторические основания.

Решение почти всех социальных и экономических проблем упирается в неразвитость системы телекоммуникаций и отсутствие необходимой информации. Самый большой дефицит информации существует не на уровне центральных органов управления, а на уровне региональных органов управления, так как создание основных информационных ресурсов и управление ими осуществляется из центра. Факторы времени и стоимости информации являются решающими, а массовость в сфере информационного обслуживания и доступность технических программ и средств лучше всего могут быть обеспечены на региональном уровне, поэтом региональная информационная политика становится основным средством, способствующим развитию России.

Информационная политика в целом, как система отдельных политик не может формироваться в отрыве от социально-экономической стратегии. Если стратегия общества предполагает его быструю модернизацию, защиту прав человека, создание современной и развитой экономики, то формирование информационных политик должно строиться при несомненном приоритете информационной политики, ориентированной на удовлетворение реальных потребностей регионов и проживающих там людей.

3. Единое информационное пространство

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.

Например, всемирная информационная паутина - Internet. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.

Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:

обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

создание и поддержание необходимого для устойчивого развития

предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно - политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.

Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно.

Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектами гражданам.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.

Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество. В России развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен проект федеральной целевой программы "Информатизация России", предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.

Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов. В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности. Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно - телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства.

Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.

В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

соблюдения конституционного права каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (Конституция Российской Федерации, статья п.4);

возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

защиту авторского права и права имущественной собственности на и информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;

согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;

информационной безопасности.

Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство), должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием.

Цели, задачи и принципы законодательного обеспечения, формирования и развития единого информационного пространства изложены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993г. N477 "Концепции правовой информатизации России".

Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.

Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:

предотвращение утечки, утраты и подделки информации;

предотвращение угрозы информационной безопасности личности, общества, государства;

предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;

обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

подготовку кадров и их обучение для создания служб информационной безопасности в федеральных и региональных системах;

Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и коммерческой тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством и подзаконными актами.

Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве, способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также к ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия, в том числе уголовную.

Действия органов государственной власти по всем направлениям создания единого информационного пространства должны быть регламентированы законодательством, определяющим права и обязанности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по созданию государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним, а также системой стандартизации и унификации форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.

Общероссийским инструментом, обеспечивающим учет государственных информационных ресурсов, должен стать государственный информационный регистр, в котором будут представлены описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета. Использование Государственного информационного регистра позволит существенно снизить затраты на создание и поддержание государственных информационных ресурсов.

Особо необходима комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации средств и систем информатизации на современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства России. Работы по стандартизации целесообразно проводить в рамках единой программы создания нормативной, инструментальной и методической базы сертификации средств и систем информатизации. В этой программе должны быть предусмотрены разработки по развитию комплекса базовых и функциональных стандартов, обязательных для применения при формировании и использовании государственных информационных ресурсов и информатизации органов государственной власти. Основу комплекса стандартов должны составлять международные и государственные стандарты и другие нормативные документы. Эти документы должны служить основой требований к средствам и системам информатизации на всех стадиях их жизненного цикла, контроля качества, испытаний и сертификации как самих средств и систем информатизации.

Формирование и реализация указанной программы является важной формой организации взаимодействия органов государственной власти при реализации государственной политики в сфере информатизации и развития составляющих единого информационного пространства России.

Принципиальной особенностью формирования и развития единого информационного пространства России является необходимость установить обязательной для всех жесткую технологическую дисциплину при формировании государственных информационных ресурсов.

Единое информационное пространство России должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.

В целях быстрого и существенного уменьшения зависимости России от средств, закупаемых за рубежом и производимых в стране по импортным лицензиям, программы и планы работ, осуществляемых в рамках международного сотрудничества, должны быть увязаны с программами развития отечественной промышленности средств новых информационных технологий. В них следует предусматривать координацию международных связей федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. При этом необходимо предусматривать:

использование организационного и технического опыта передовых стран;

использование зарубежной информации для формирования отечественных информационных ресурсов;

организацию экспорта отечественных информационных ресурсов;

обеспечение возможности доступа юридических и физических лиц России к информационным ресурсам развитых стран мира;

внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколы связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих оконечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;

обеспечение участия России в качестве полноправного члена в международных программах и проектах, связанных с формированием мирового информационного пространства,

созданием новых информационных технологий и информатизацией прикладных направлений мирового сотрудничества (создание и использование мировых систем банковской информации, научно-технической информации и пр);

обеспечение участия в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере создания и развития информационных ресурсов, средств информационных технологий, систем телекоммуникаций и связи, систем информатизации;

возможности заключения контрактов с зарубежными фирмами на закупку средств новых информационных технологий, обеспечивающих устойчивое развитие единого информационного пространства России;

Работы по формированию и развитию единого информационного пространства России в настоящее время ведутся федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по программам, затрагивающим отдельные составляющие этого пространства. Наиболее общей из этих программ является федеральная целевая программа "Информатизация России", разработанная Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации совместно с заинтересованными федеральными министерствами, ведомствами и администрациями субъектов федерации. Как подчеркивалось выше, формирование и развитие единого информационного пространства является главной целью осуществления государственной политики в области информатизации России. Поэтому разработку указанного комплекса мер целесообразно поручить Комитету при Президенте Российской Федерации по политике информатизации с привлечением заинтересованных органов государственной власти, предприятий, организаций и общественно-политических объединений.

С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо создать федеральный и региональные центры информатизации. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности. Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на программы развития отдельных направлений и составляющих этого пространства.

По мере развития сферы коммерческих информационных услуг, приватизации предприятий, производящих средства новых информационных технологий, а также демонополизации и приватизации предприятий связи и телекоммуникаций в стране будут созданы конкурентная среда и мощный частный сектор информационной индустрии, который обеспечит подавляющую часть инвестиций в развитие единого информационного пространства России.

Государственная поддержка приватизированных предприятий и новых коммерческих структур должна выражаться в закупке средств информационных технологий, услуг связи и информационных услуг для нужд государственных учреждений на льготных условиях.

Необходима разработка процедуры финансирования по отдельным направлениям развития единого информационного пространства России, таким как развитие федеральных систем информатизации, развитие систем информатизации субъектов Российской Федерации, формирование государственных информационных ресурсов широкого использования, развитие систем связи, развитие и обеспечение деятельности сети государственных депозитариев и др.

Источники и объемы финансирования по каждой программе развития составляющих единого информационного пространства должны определяться заказчиком этой программы по согласованию с государственными заказчиками по направлениям развития.

Заключение

Несмотря на трудности переходного периода в экономике страны работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства России необходимо начать как можно быстрее, ибо без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в России правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным.

Первоочередными действиями государства по формированию и развитию единого информационного пространства России должны быть:

Назначение государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития единого информационного пространства России по представлению органов государственной власти.

Создание межотраслевого, межрегиональных и региональных советов по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном собрании Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Верховном Суде российской Федерации и в органах власти субъектов федерации.

Определение приоритетов видов государственных информационных ресурсов, к которым гарантируется доступ всем гражданам России.

Определение организаций - депозитариев государственных информационных ресурсов в субъектах федерации и в органах местного самоуправления.

Определение перечня и обеспечение разработки первоочередных законодательных и нормативных актов, создающих правовую основу формирования и развития единого информационного пространства России, определяющих требования к стандартизации технологических процессов и сертификации технических, программных средств и информационных продуктов.

Разработка государственными заказчиками проектов программ по закрепленным за ними направлениям развития единого информационного пространства России.

Организация широкого обсуждения проблем формирования и развития единого информационного пространства России с привлечением средств массовой информации.

Проведение конкурсов на лучшие предложения, касающиеся развития отдельных направлений единого информационного пространства и информационных технологий.

Разработка учебных программ и пособий для обучения граждан России основам информационно-правовой грамоты.

Список литературы и источники

1. Андреева И. Рынок финансовой информатизации в России // Фин. бизнес. - 1996, №2. - С.37-43.

2. Бугаенко Д. Рынок финансовой информатизации: состояние и перспективы // Фин. бизнес. - 1994, №6. - С.50-52

3. Волков Е.А. Экономическая эффективность автоматизированного управления. - М.: Мысль. 1987.

4. Информационные системы в экономике. - М.: Фин. и стат. 1996.

5. Паркинсон С.Н. Искусство управления. - СПб.: Лениздат. 1992.

6. Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика // Проблемы информатизации. - М.: 1993. Вып.1-2.

7. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник /Под ред. Косарева В. П, Королева А.Ю. - М.: Финансы и статистика, 1996.336 с.

8. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20.02.95 №24-Ф3.

9. Указ Президента РФ "Вопросы деятельности Комитета при Президенте РФ по политике информатизации" от 17 февраля 1994г. N328;

10. Указ Президента РФ "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993г. N2293;

11. Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993г. N2334;

12. Указ Президента РФ "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти РФ" от 21 февраля 1994г. N361;

Подобные документы

    Основные формы собственности: материальные и информационные ресурсы. Интересы личности, общества и государства в информационной сфере. Влияние особенностей на безопасность создания, хранения и использования материальных и информационных ресурсов.

    реферат , добавлен 10.12.2008

    Международные телематические проекты информатизации логистических операций. Место и роль международных телематических проектов информатизации, штриховой и радиочастотной идентификации в теории и практике современных информационных систем в логистике.

    реферат , добавлен 26.08.2010

    История возникновения и развития глобальной компьютерной сети Интернет. Понятие и сущность информационных ресурсов в Интернете, общая характеристика их основных видов. Перечень основных российских сайтов, посвященных различным тематическим направлениям.

    реферат , добавлен 08.10.2010

    Электронные ресурсы в российских библиотеках. Понятие и функции электронного ресурса, роль в структуре библиотечного фонда. Научная библиотека им. М.М. Бахтина МГУ им Н.П. Огарева как генератор информационных электронных ресурсов, ее этапы формирования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2017

    Развитие компьютерных коммуникаций. Требования к экономической информации. Особенности информационных процессов на предприятиях. Проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере. Методика информационного обследования предприятием.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Развлекательные ресурсы рунета, их анализ, классификация. Предпочтения мужчин и женщин. Проникновение мобильного интернета в США, Европе. Самые популярные категории веб-сайтов. Размещение информационных ресурсов в сети интернет, организация доступа к ним.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2009

    Методы интеллектуального анализа данных на основе применения концепций информационных хранилищ. Обеспечение оперативности коммуникации участников бизнес-процессов. Внедрение информационных технологий на предприятии - выбор системы автоматизации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2009

    Создание системы защиты речевой информации на объекте информатизации. Пути блокирования акустического, акусто-радиоэлектронного, акустооптического, радиоэлектронного каналов утечки данных. Технические средства защиты информации от подслушивания и записи.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Концепция развития связи Российской Федерации. Ведомственные сети связи и сети иных юридических и физических лиц. Классификация и функции, параметры и характеристики систем передачи и обработки информации, характеристики сообщений и помех в РЭСБН.

Одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является вполне закономерная реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества.

По мнению Э. Тоффлера, тенденция к всеобщей унификации и породила свою противоположность -- стремление к разнообразию и индивидуальности, которые в большей степени отвечают психологической природе человека.

Это возвращение произошло на новом технологическом уровне, который оказался способным, сохраняя достоинства высокой технологичности общества, придать необходимые черты разнообразия и индивидуальности как продуктам общественного производства, так и самой организации многих производственных и социальных процессов.

Главными и высокоэффективными средствами для достижения этой цели явились глобальная сеть Интернет и новые информационные технологии. Процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человеческого сообщества, так как формирует новый производственный уклад и новую систему духовных ценностей.

Информатизация - это объективная закономерность развития российского общества, необходимое условие его продвижения вперед. Под информатизацией принято понимать не просто разработку и повсеместное внедрение новых информационных технологий, а процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий, обеспечивающий достижение и поддержание уровня информированности всего населения, необходимого и достаточного для кардинального улучшения условий труда и жизни каждого человека.

Именно такой подход закреплен федеральным законодательством: «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Фактически, информатизация - это, прежде всего, социально-экономический и научно-технический процесс, развивающийся в правовом поле. Основной целью этого процесса является достижение уровня информированности населения страны, необходимого каждому гражданину для реализации его потенциала и возможностей, а также обеспечение качества управления экономикой страны, соответствующего новым реалиям развития мировой цивилизации.

Необходимо отметить, что уровень информированности понятие относительное, в значительной мере зависящее от полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации. Очевидно, что требования к этому уровню определяются основной целью социально-экономического развития - улучшением условий жизни и труда граждан страны. Поэтому огромная ответственность ложится на государственную власть, каждый уровень которой, в пределах своей компетенции, должен эффективно регулировать и прогнозировать процессы социально-экономического развития муниципальных образований, регионов, страны.

ООН опубликовала свое исследование и рейтинг уровня развития электронного правительства в мире. Документ под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности госорганов в 193 странах для использования Информационно-коммуникационных технологий в предоставлении государственных услуг.

Как следует из документа, в рейтинге страны рассчитывается на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. Показатель по каждой из этих трех составляющих, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров. Так, высчитывая показатель по онлайн-сервисам, исследователи оценивали главный государственный портал страны, главный портал государственных услуг, а также сайты различных министерств. Во внимание принимался как контент, так и доступность различных сервисов.

Уровень развития ИКТ-инфраструктуры оценивался с учетом таких показателей как число интернет-пользователей на 100 жителей, число постоянных абонентов проводного Интернета, число единиц оборудования ШПД на 100 человек, а также число пользователей фиксированной телефонной связи и мобильной связи на 100 жителей. При оценке человеческого капитала в расчет принимались такие показатели как уровень грамотности населения и совокупный процент учащихся на различных ступенях получения образования.

Россия в рейтинге поднялась до 27 места, улучшив свои позиции на 32 пункта - в прошлом рейтинге она находилась на 59 месте. Стоит отметить, что нынешнее положение стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2003 г.

Создание и развитие электронного правительства в Южной Корее началось значительно раньше, чем в России. Первые законопроекты по распространению информационных систем в Корее были выпущены еще в 1980-х годах, одним из них было создание Национальной Базовой Информационной системы (NBIS).

Сейчас Электронное правительство Южной Кореи представляет собой веб-сайт правительства, превратился в интегрированный портал, где граждане могут найти почти все услуги, в которых они нуждаются, на национальном и местном уровнях. Главный портал правительства дает доступ к услугам по различным каналам, по темам и предметам. Граждане так же могут иметь индивидуально настроенный канал, введя свой возраст, пол и услуги, представляющие для них интерес.

Ключевой причиной лидерства Кореи в развитии электронного правительства является значительный прогресс в развитии приложений для мобильных устройств. Национальный портал предоставляет возможность загрузки этих мобильных приложений.

Все мобильные приложения для граждан разработаны как для платформы iPhone, так и для платформы Android. К примеру, приложения для электронного обучения позволяют студентам учиться на своих мобильных телефонах в таких областях, как общественные науки, математика и английский язык. Для трудоустройства, Jobcast предоставляет информацию о наличии рабочих мест в Республике Корея, а также соответствующие законодательные акты, регулирующие трудовую деятельность.

Практически все ведущие страны мира заняли очень активную позицию в деле становления и формирования информационного общества. Ими разработаны собственные стратегические программы развития по отношению к информационному обществу.

Стратегия администрации США в области информатизации была определена еще в сентябре 1993 года и утверждена официальным документом под названием «Национальная информационная инфраструктура: план действий».

В Европейском союзе в рамках ее исполнительного органа - европейской комиссии один из директоратов ответственен за «Информационное общество». Этим общеевропейским органом ведется разработка проектов законодательства в сфере информационных технологий, осуществляется координация деятельности национальных правительств в этой сфере, мониторинг и анализ инноваций. В 1994 году Комиссией Европейского сообщества была принята программа перехода к информационному обществу - «Европейский путь в информационное общество». А в 2000 году была запущена общеевропейская программа «Электронная Европа - информационное общество для каждого». В 1995 году Финляндия разработала национальную стратегию «Финский путь в информационное общество». В течение последних десяти лет аналогичные стратегические программы были разработаны и приняты на государственном уровне в подавляющем большинстве наиболее развитых государств, а также развивающихся стран.

В Европе вопросами построения информационного общества активно занимается организация «Евроситис» - «Еврогорода», отстаивающая интересы европейских городов на государственном уровне. В 1993 году была также основана так называемая сеть больших и малых городов, под названием «Телеситис» - «Телегорода», состоящая из 128 членов, включая единственный город России - Санкт-Петербург. Данная организация взаимодействует с деловым сообществом по вопросам эффективного мониторинга развития информационного общества и разрабатывает программы развития информационного бизнеса.

Летом 2000 года лидерами большой восьмерки была ратифицирована Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой подчеркивалось, что основным условием для перехода к информационному обществу является «активное использование информационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан».

Через полтора года после подписания президентом России В.В. Путиным Окинавской хартии Правительство России приняло Федеральную целевую программу «Электронная Россия», направленную на реализацию государственной политики в сфере информатизации. Она была принята не на пустом месте - Россия одна из первых устремилась в новый информационный век. Сейчас уже мало кто помнит, что в 1968 году лучшей ЭВМ в мире, выпускавшейся серийно, была советская ЭВМ БЭСМ-6, разработанная под руководством академика С.А.Лебедева. В 1989 году в СССР даже была принята Концепция информатизации советского общества, но, к сожалению, за годы «застоя» и особенно за годы реформ мы многое растеряли из нашего интеллектуального багажа. Хотя и сегодня в области информатизации у нас есть на что опереться.

В современной России основной закон, регулирующий отношения в сфере информации, информатизации и защиты информации, был принят еще в начале 1995 года. Он является системообразующим в сфере информационных отношений и содержит определение основных понятий и изложение основных принципов, касающихся деятельности в данной сфере. Вторым базовым федеральным законом в сфере информационного права является принятый в июле 1996 года Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене». Его целями являются эффективное участие России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства; защита интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

В части поддержки эффективного развития сетевой экономики в России были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, об электронной цифровой подписи и о связи.

К сожалению, региональное законодательство и нормативное правовое обеспечение информатизации на уровне регионов и местного самоуправления развивается достаточно стихийно и неравномерно. В некоторых российских регионах уже принят целый пакет законов, касающихся информатизации. Например, в Калининградской области приняты законы «Об информационном обеспечении органов государственной власти Калининградской области» и «О государственной поддержке информационных технологий в Калининградской области». В Свердловской области был издан указ «О развитии информатизации в Свердловской области». Законы о государственных информационных ресурсах приняты лишь в ряде регионов: Ивановская, Тверская, Тюменская, Ярославская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

В целом, правовое поле информатизации в России сегодня довольно обширно, но далеко не совершенно. Давно обсуждаются, но так и не приняты ключевые для развития национальной, региональной и муниципальной информатизации федеральные законы: «О государственном регистре населения», «Об информации персонального характера», «Об электронном документообороте».

На десятой всероссийской конференции «Проблемы законодательства в сфере информатизации» в Москве были определены первоочередные проблемы в области информатизации:

  • - обеспечение права на доступ к информации;
  • - правовое обеспечение электронного документооборота;
  • - правовое обеспечение коммерческой деятельности в Интернете;
  • - информационная безопасность в условиях информатизации;
  • - согласование федерального и регионального законодательства сферы информатизации с международным правом.

К сожалению, в отличие от бизнеса власть не спешит в информационный век. И это касается не только правового обеспечения информатизации. Это касается, прежде всего, и взаимодействия с населением и хозяйствующими субъектами, и развития информатики как государственного, так и муниципального сектора экономики. При рассмотрении прогнозов и итогов социально-экономического развития как на уровне государства и регионов, так и на уровне муниципальных образований этот сектор даже не обсуждается, и электронной торговли, и информатизации отдельных отраслей, и информатизации управления в целом.

В настоящее время Россия занимает 15-е место в списке стран, лидирующих по охвату населения глобальной сетью Интернет. В стране функционирует около полумиллиона Интернет-сайтов, где размещено около 70 млн. различных документов. По разным оценкам, аудитория российского сектора Интернета составляет около 20 млн. человек. Около 7 млн. человек в России обращаются к Интернету ежедневно, таким образом, являясь активными пользователями сети.

Государство в лице властных структур обратило внимание на Интернет относительно недавно. В законодательных актах первое существенное упоминание об Интернете встретилось в октябре 2000 года, когда в Государственную Думу был внесен законопроект, регулирующий использование Интернета федеральными органами государственной власти. На его основе внесены поправки в федеральные законы «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ» и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Предусматривается, что деятельность федерального органа государственной власти должна достаточно полно отражаться на его сервере, открытом для свободного доступа через Интернет.

В современных условиях крупнейшие российские города оказались наиболее приспособлены к изменившимся экономическим условиям; именно они сегодня являются центрами развития, концентрируют финансовый, культурный и научный потенциал.

Информатизация же всей России существенно затруднена. С этим связан ряд объективных причин. Прежде всего нет экономических условий - экономическая ситуация в стране не позволяет осуществлять долговременные инвестиции, а на коротком промежутке времени капитальные вложения в новые информационные технологии могут не окупиться. В России также отсутствуют политические условия: осознание необходимости информатизации в стране приходит к властным структурам крайне медленными темпами, а зачастую ими же сознательно тормозится, вследствие того, что наша власть пока избегает открытости.

Однако отсутствие (недостаточность) необходимых условий информатизации всей России вовсе не означает, что данный процесс для страны невозможен. Существует реальный путь эффективной информатизации и развития сетевой экономики, и этот путь лежит через информатизацию регионов и муниципалитетов.

С этой точки зрения выбор в качестве «пилотных зон» отдельных регионов и муниципальных образований, которые проявили себя в информатизации своих территорий, и финансирование их из средств федеральной программы «Электронная Россия» является вполне логичным. А в некотором отставании России в плане информатизации от развитых стран имеется положительный момент: у нас есть уникальная возможность учиться на чужом опыте и внедрять самые современные информационные технологии, минуя стадии их развития.

В современных условиях назрела реальная необходимость четкой формулировки государственной стратегии развития сектора информационно-коммуникационных технологий. Какие бы теории не существовали в рыночной экономике, роль государства в данном вопросе должна быть очень весомой. В полной мере это относится и к России. Государство играет и будет играть если не главную, то одну из основных ролей в дальнейшем развитии информатизации и становлении сетевой экономики. Государственная политика в данной сфере должна формироваться, исходя из понимания специфики отрасли, а также законов ее развития.

Правительство РФ утвердило государственную программу "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" от 20.10.2010 N 1815.

Основной целью Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Программа выполняется в два этапа, с 2011 по 2014 гг. и с 2015 по 2020 гг. Выделение этапов обусловлено необходимостью, подведения итогов, выполнения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и уточнения задач развития информационного общества

План работы на I этап(2011-2014):

Выполнение работы по формированию электронного правительства; развитие технологической платформы инфраструктуры электронного правительства по совершенствованию системы предоставления государственных муниципальных услуг гражданам и организациям; по развитию системы региональной информатизации, по развитию использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании и науке, в средствах массовой информации и культуре, в здравоохранении и социальной защите граждан. Информатизация обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Развитие государственной системы правовой информации. Повышение уровня компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих. Сокращение финансовых рисков и временных издержек, связанных с получением актуальной и доступной информации контрагентами по сделкам. Снижение административных барьеров и бремени избыточного регулирования. Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Завершение апробации всех стандартов предоставления электронных услуг для населения, обеспечение электронного документооборота между органами государственной власти. Завершение внедрения государственной системы «Управление» для представления информации о показателях социально-экономического развития регионов в субъектах Российской Федерации. Создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности представляются пользователю как Интернет-сервис, в 2013 году разработать 20 ед. прикладных программных продуктов функционирующих на базе Интернет - платформы облачных вычислений. Развитие экономики и финансовой сферы с помощью средств информационных технологий (обеспечена возможность проведения аукционов в электронной форме с регистрацией всех действий участников размещения заказов). Формирование социально-экономической статистики развития информационного общества. Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, а также безопасность информации ограниченного доступа.

Выполнение мероприятий в рамках предупреждения информационно-технологических угроз национальным интересам России, противодействия терроризму, экстремизму и насилию; выполнение мероприятий по развитию электронного правительства, выполнение работ т по повышению качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий.

В результате за 2011 было выполнено:

В рамках мероприятия «Создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне» создан опытный образец системы «Электронной демократии», обеспечивающей участие граждан и организаций в формировании и принятии решений на уровне муниципального образования.

В рамках мероприятия «Формирование единого пространства доверия электронной подписи» исследованы вопросы нормативно-правового регулирования в области формирования и развития единого пространства доверия и совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия для обеспечения перехода к новой форме организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, качественно новому уровню оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг, а также информации о результатах деятельности органов власти.

В рамках мероприятия «Создание единой системы учета записей актов гражданского состояния (Электронный загс)» проведены исследования вопросов автоматизации деятельности органов ЗАГС, разработан прототип федеральной системы «Электронный ЗАГС», разработаны протоколы первоначальной загрузки данных из автоматизированных систем, используемых в настоящее время органами ЗАГС на региональном и муниципальном уровнях, в федеральную систему «Электронный ЗАГС» и протоколы двустороннего взаимодействия.

В рамках мероприятия «Создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности представляются пользователю как интернет-сервис» разработаны основные принципы и подходы по обеспечению информационной безопасности «облачной» платформы и сервисов, размещенных в ней, требования к центрам обработки данных, методика оценки рисков при переходе государственных систем на модель облачных вычислений, концепция развития НПРОД и программа перехода органов государственной власти на использование модели облачных вычислений. В рамках мероприятия «Создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента» проведена НИР «Исследование методов охраны исключительных и личных неимущественных прав на объекты авторских прав (музыкальные и аудиовизуальные произведения) и объектов прав, смежных с авторскими (исполнения, фонограммы, сообщения передач эфирного или кабельного вещания) в сети Интернет и разработка предложений по созданию российской системы их охраны в рамках национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента».

В рамках мероприятия «Создание системы определения и контроля уровня реальной защищенности информационного общества от проявлений терроризма в информационной сфере» разработаны общие принципы функционирования системы и ее составляющих, проработана нормативная правовая база в данной области.

В рамках мероприятия «Создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России» разработаны проект концепции и техническое задание на создание портала, технический проект, опытный образец единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России.