Социальные сети: за и против. Старт в науке Основные виды общения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15
Классный час
Тема
КОРНИЛОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

МОУ СОШ №15

Учитель математики

г. Волгодонск

Пояснительная записка к классному часу

«Социальные сети: за и против»
Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. Последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение, как на Западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Возможность неограниченного общения оборачивается зависимостью от виртуальных отношений: стремлением записать к себе в друзья огромное количество пользователей сети, избыточным интересом к жизни, досугу, работе бывших одноклассников, однокурсников, старых знакомых или вовсе не знакомых в реальной жизни людей.

Все вышесказанное еще раз подчеркивает важность и актуальность поставленной темы.

В ходе классного часа изучается данное явление с разных сторон. Рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны социальных сетей.

Классному часу предшествует предварительное анкетирование по данной теме, результаты которой можно представить в виде диаграмм; учащиеся готовят сообщения о
Цель классного часа: сформировать адекватное представление о социальных сетях .

Задачи: 1. Познакомиться с историей социальных сетей.


Область применения: для классных руководителей.
Возрастная группа: обучающиеся среднего возраста.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут найти золотую середину при работе в социальных сетях, сделав их другом, помогающим решать различные задачи собственного развития, а не врагом для своей жизни и своего здоровья.

Цель: сформировать адекватное представление о социальных сетях.
Задачи: 1. Познакомиться с историей социальных сетей.

3. Развивать умения безопасного использования сети Интернет.

4. Работать над развитием коммуникативных компетенций.


Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, конспект классного часа, презентация «Социальные сети за и против».

Программное обеспечение: ОС Windows 7: MS Office 2007 (обязательно приложение - PowerPoint).

Подготовительная работа


  1. Провести анкетирование среди учащихся класса, обработать результаты.

  2. Учащимся подготовить сообщения о положительных, отрицательных сторонах социальных сетей.

Ход классного часа
Организационный момент.
Введение в тему
Слайд 1 Упражнение «Спина к спине

В парах вы должны сесть спиной друг к другу и договориться о встрече сегодняшним вечером, а теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу, глядя в глаза.

Основная часть

Немного истории

Слайд 3. Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом).

Слайд 4. Официальное начало бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. Социальные сети стали своего рода Интернет - пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

В разных регионах мира популярность разных социальных сетей варьируется.

Слайд 5. В 2010 году около 96% населения планеты имели доступ к социальным сетям с помощью разных средств коммуникации


  • Россия признана страной с самой активной интернет - аудиторией: в среднем пользователи проводят около 6.6 часов и просматривает около 1 307 интернет -страниц за неделю.
  • Слайд 6. Упражнение «Ассоциации »

    Ребята скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово социальные сети. (Учащиеся по очереди высказываются). Самые известные из них в России: «В Контакте», «Одноклассники» и международный «Facebook».

    Вставить результаты анкетирования проведенного заранее. Учащиеся садятся по группам.

    Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как социальные сети.

    Положительно отрицательно

    Слово учителя: Слайд 7

    Социальные сети - довольно актуальная тема в наше время. Огромное количество людей теряют очень много времени там, не понимая, насколько впустую они его тратят. Но в то же время, социальные сети не так уж и плохи. Одни люди теряют там время зря, другие же, напротив, проводят его с пользой для себя. Социальные сети - плохо это или хорошо? Вредно или полезно ? Думаю, "за" и "против" наберется одинаковое количество. Это и будет темой нашего классного часа. (Объявление темы классного часа)
    Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Слайд 8

    Сегодня редко встретишь молодых людей, не имеющих собственной странички в Интернете. Даже при знакомстве стали обмениваться не номерами мобильных телефонов, а адресами личных анкет на «Одноклассниках» или «В контакте». Эти сайты, объединяющие миллионы людей, принято называть социальными сетями. Здесь можно общаться, выкладывать фотографии, комментировать дневники друзей, слушать музыку, смотреть фильмы, играть и даже работать.

    Я предлагаю вам разделиться на группы.


    Работа в группах Слайд 9
    1 группа - подумайте и напишите 3-4 примера в защиту социальных сетей

    Группы озвучивают выполненные здания.
    Выступление учащихся 1 группы

    1 Безграничное общение. Слайд 10

    Разговаривать с друзьями со всего земного шара можно, не выходя из дома, ограничивает только стоимость интернет - трафика. Уже сложно представить, как поддерживать контакты со многими знакомыми без помощи социальных сетей, а хорошо выстроенные взаимоотношения с людьми всегда помогают и в жизни , и в работе.

    2. Дополнительные функции Слайд 11

    Такие как группы, новости, возможность добавления фото-, видео- и аудиоматериалов, оповещения о днях рождения друзей, многочисленные приложения и многие другие.

    3. . Слайд 12

    Благодаря социальным сетям человек чувствует себя частью общественной группы, не обязанным при этом прилагать для этого какие-то усилия. Конечно, зачастую это всего лишь видимость, а пользователь с несколькими сотнями виртуальных друзей может быть в реальной жизни совершенно одиноким и ничего, кроме компьютера, не видеть, но этого уже никто наверняка не знает.
    Слово учителя:


    Выступление учащихся 2 группы
    1. Публикация в свободном доступе личной информации о человеке. Слайд 13

    2. Через социальные сети можно узнать о человеке практически все. Слайд 14
    Сведения о том, когда, с кем и сколько он общается, могут быть важнее, чем содержание этих разговоров. С помощью программ, узнающих человека по фотографии и позволяющих найти в Глобальной сети все материалы , с ним связанные, мы можем узнать о человеке гораздо больше, чем он хочет о себе рассказывать . Для примера скажу, что в США социальные сети регулярно используются полицией для поиска информации.
    3. Все, что мы выкладываем в социальные сети, остается там навсегда.

    Существует несколько типов взломов, но самыми распространенными являются так называемые Backstabbing и Speer-Phishing. В первом случае компрометирующая информация о человеке, к примеру, фотографии или видео, выкладываются в свободный доступ, что может привести к тяжелым последствиям.


    Слайд 15 . Слово учителя:

    Ребята, посмотрите на меня. Я изображу чашу с весами. На одну чашу мы положим все «за», а на другую чашу «против»? Как вы думает, что перевесит? (социальными сетями нужно пользоваться, но так чтобы не навредить)


    Слово учителя:

    Социальные сети сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности . Как и любое достижение прогресса, будь то автомобиль, самолёт, телевизор, компьютер является источником негативных воздействий на человека, приносит вред его здоровью при неправильном применении, может вызвать профессиональные заболевания.

    Работа в парах Слайд 16

    Выберите из списка добрые советы, которые нам пригодятся во время работы с компьютером в социальных сетях. (Раздать листы на каждую парту с советами)


    Каждая парта называет один совет

    2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

    4. Сидя за компьютером ровно держать спину.

    5. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

    7. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

    8. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

    10.Нельзя использовать реальное имя, лучше выбрать вымышленное регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

    11. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию.

    12. Необходимо уважать собеседников в Интернет; правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни.

    13. Не всё, что можно прочесть или увидеть в Интернет – правда, спрашивайте о том, в чем вы не уверены.


    Слово учителя:

    А сейчас мы с вами выполним один из добрых советов. Сделаем гимнастику для глаз.


    Физкультминутка . Слайд 17

    • быстро 10 раз зажмуриться, не разжимая век;

    • потом также 10 раз интенсивно поморгать (Желательно это проделывать как можно быстрее и как можно шире открывая глаза);

    • далее нужно закрыть глаза и нарисовать ими восьмерку, сначала вертикальную, затем горизонтальную;

    • после этого надо помассировать виски у края глаз круговыми движениями кончиков пальцев, но здесь есть маленький нюанс: пальцы правой руки необходимо двигать почасовой стрелке, а пальцы левой - против.
    Рефлексия. Слайд 18
    Заключительная часть

    Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину при работе в социальных сетях, сделав их другом, помогающим решать различные задачи вашего развития, а не врагом вашей жизни и вашего здоровья.

    У соцсетей, безусловно, большое будущее. Их становится все больше, они открывают новые возможности, это вызывает интерес и затягивает. Однако не только подрастающее поколение, а мы все не роботы, а живые люди. Поэтому не стоит забывать, что реальную жизнь с улыбками , похлопываниями по плечу, рукопожатиями и поцелуями никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть.

    И на прощание я хочу сделать небольшой подарок: я дарю вам добрые советы, чтобы вы помнили эти советы, когда находитесь в социальных сетях.

    Слайд 19

    1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов.

    7. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

    Каждому в подарок – памятка добрых советов.

    Используемая литература и Интернет-ресурсы:

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    А) Положительно

    Б) Отрицательно

    А) В контакте

    Б) Мой мир

    Г) Одноклассники

    А) менее 1 часа

    Б) 1 час


    В) 1-2 часа

    Г) 2-3 часа

    Д) более 3 часов

    Б) от 100 до 300

    В) более 300

    5. Вы их всех лично знаете?

    Б) Почти всех

    В) Нет

    6. С какой целью вы заходите в интернет?

    А) По учебе

    Б) Пообщаться с друзьями

    В) Узнать новости


    Б) Нет
    9. Вы за социальные сети?
    Б) Против
    Раздаточный материал

    СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    1. Безграничное общение

    Разговаривать с друзьями со всего земного шара можно, не выходя из дома, ограничивает только стоимость интернет - трафика. Уже сложно представить, как поддерживать контакты со многими знакомыми без помощи социальных сетей, а хорошо выстроенные взаимоотношения с людьми всегда помогают и в жизни, и в работе.


    2. Дополнительные функции
    Такие как группы, новости, возможность добавления фото-, видео- и аудиоматериалов, оповещения о днях рождения друзей, многочисленные приложения и многие другие.
    3. Чувствуешь себя частью общественной группы .

    Благодаря социальным сетям человек чувствует себя частью общественной группы, не обязанным при этом прилагать для этого какие-то усилия. Конечно, зачастую это всего лишь видимость, а пользователь с несколькими сотнями виртуальных друзей может быть в реальной жизни совершенно одиноким и ничего, кроме компьютера, не видеть, но этого уже никто наверняка не знает.

    1. Публикация в свободном доступе личной информации о человеке.

    Большинство сетей собирают гораздо больше данных, чем фактически требуется для регистрации. Пользователю кажется, что он сам решает, что о себе рассказывать, а что нет, но не оставишь же пустыми фотоальбомы. А как не заполнить интересы? К тому же пользователь не может отследить, не выложил ли фотографию с ним еще кто-то.

    2.Через социальные сети можно узнать о человеке практически все .
    Сведения о том, когда, с кем и сколько он общается, могут быть важнее, чем содержание этих разговоров. С помощью программ, узнающих человека по фотографии и позволяющих найти в Глобальной сети все материалы, с ним связанные, мы можем узнать о человеке гораздо больше, чем он хочет о себе рассказывать. Для примера скажу, что в США социальные сети регулярно используются полицией для поиска информации.


    1. Все, что мы выкладываем в социальные сети, остается там навсегда.

    Наши комментарии и отметки на фотографиях остаются даже после удаления аккаунта, а зачастую даже и этот самый аккаунт удалить нельзя! Поисковые машины также сохраняют всю информацию в кэше при индексации, так что быть уверенным в том, что все нежелательные материалы удалены, нельзя.


    4. Реклама – отдельный фактор, говорящий против социальных сетей.

    Появились новые способы продавать товар. Специальные люди регистрируются в группах и сообществах, завоевывают там авторитет и понемногу продвигают свои идеи среди членов этих групп. Именно от этих людей зависит, станет ли новая марка популярна среди масс. По тому же принципу социальные сети используются для пропаганды среди молодежи, к примеру, правоэкстремистских идей.


    1. Попытки взлома профилей в социальных сетях.
    Существует несколько типов взломов, но самыми распространенными являются так называемые Backstabbing и Speer-Phishing. В первом случае компрометирующая информация о человеке, к примеру фотографии или видео, выкладываются в свободный доступ, что может привести к тяжелым последствиям.

    К примеру, в 2007 году в США тринадцатилетняя девочка после такого взлома покончила с собой. А при Speer-Phishing пользователя завлекают на специальные сайты (с похожими на адрес соцсети адресами или предлагающие какие-то услуги), чтобы с их помощью получить пароли этого пользователя.


    Выбрать добрые советы при работе в социальных сетях.
    1. Проводить за компьютером не более 20 минут

    2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

    3. Работать за компьютером 5 часов.

    4. Сидя за компьютером ровно держать спину.

    5. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

    6. Не вставать и не делать разминку.

    7. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

    8. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

    9. Сидеть близко к монитору, иначе ничего не видно.

    10. При общении и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, лучше выбрать вымышленное регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

    11. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию.

    12. Необходимо уважать собеседников в Интернет; правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни.

    13. Не всё, что можно прочесть или увидеть в Интернет – правда, спрашивайте о том, в чем вы не уверены.

    14. Всегда использовать только реальное имя и личные данные.

    15. Добавлять в друзья незнакомых людей.

    16. Рассказать все, что ты знаешь и думаешь о друзьях и знакомых, так будет больше посетителей на страничке.


    ПАМЯТКА «ДОБРЫЕ СОВЕТЫ»
    1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов.

    2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется.

    3. Делайте то, что хотите, в реальной жизни.

    4. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

    5. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

    6. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

    7. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

    8. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

    К сожалению, социальные сети не могут заменить реального общения. Но люди тратят на них время, которое могли бы провести с семьей или друзьями. Человек как бы уходит от настоящей жизни в какой-то вымышленный мир. И больше всего от этой напасти страдают подростки. Ведь, когда заводишь контакты в социальной сети, вовсе не обязательно рассказывать о себе правду. Всегда есть возможность несколько приукрасить действительность, показать себя более красивым, успешным, крутым. В реальной жизни все эти ухищрения очень скоро становятся заметными и придуманный ореол героя пропадает. А в социальной сети можно поддерживать заданный образ чуть ли не бесконечно. Только вот одна беда - настоящих друзей в сети не заведешь. Подросток даже тольком не знает, с кем он общается. Может, все его друзья тоже строят из себя кого-то, кем на самом деле не являются. Но ведь невозможно уйти в Интернет навсегда! Все равно придется общаться с реальными людьми. А соответствующих навыков у подростка нет. Ведь общению тоже нужно учиться. Для этого нужна практика, а не «виртуальные тренировки» в сети. Мне кажется, люди, которые привыкли к общению через Интернет, в жизни очень одиноки. Дружба с реальными людьми очень сильно отличается от электронной переписки. И если человек не научится дружить по-настоящему, он навсегда останется один.

    Олег, 29 лет, экономист

    Социальная сеть - это как семечки. Грызть уже надоело, а бросить невозможно. Я сам попался на эту удочку. Сначала зарегистрировался в одной из сетей, просто из любопытства. Вы знаете, это очень сильно затягивает. Я - взрослый человек, начал ловить себя на том, что жду не дождусь, когда появится возможность заглянуть на свою страничку в Интернете. Меня к компьютеру тянуло гораздо сильнее, чем к жене и сыну! Я на работе перестал успевать дела делать. Приходил с утра, заходил в сеть, глядь, а уже вечер наступил. Чем весь день занимался - непонятно. В общем, принял волевое решение - удалил свою страничку из сети. Теперь я туда ни ногой. Пустая трата времени, и больше ничего. Я отдаю себе отчет в том, что все это общение в сети ничем меня не обогатило. Я не стал умнее, я не стал лучше. Просто тратил свою жизнь на какие-то глупости. А ведь, в сущности, какое мне дело, что подумают обо мне совершенно незнакомые люди. Какое мне дело до того, как они выглядят и что они говорят? Зачем я отказывался от общения со своими близкими и друзьями ради того, чтобы поговорить ни о чем с людьми, чьих имен я не знаю, только псевдонимы какие-то. Я прекрасно понимаю, что многим социальные сети нужны для зарабатывания денег. Чем больше посетителей на твоей странице, тем больше возможностей для заработка на той же рекламе, например. Но тем, кто ищет в сети не заработок, а общение, лучше туда не соваться. Душевного тепла вы там не найдете, только время зря потеряете.

    Алла, 52 года, домохозяйка

    Для многих социальные сети - это единственная отдушина. Сколько у нас в стране одиноких людей - миллионы! У них нет семьи, нет близких друзей, даже хороших знакомых мало. С кем им общаться? Думаю, для таких социальные сети действительно могут стать источником душевного тепла. И не нужно лишать их этого. Только представьте, как было бы хорошо, если бы, например, пенсионеры научились пользоваться Интернетом и имели возможность выходить в социальные сети! Думаю, одиноких и несчастных среди них сразу же стало бы меньше. Ведь для пожилого человека проехать три остановки на автобусе, чтобы встретиться с подругой, это как для вас в другой город съездить. Может, виртуальная дружба и не заменит реальную, но лучше такое общение, чем никакого. Да и найти близкого по духу и интересам человека через Интернет проще - количество пользователей там значительно больше, чем завсегдатаев лавочки у подъезда. Так что не стоит сопротивляться прогрессу. Наоборот, нужно пользоваться возможностями, которые он дает.

    Михаил, 33 года, банковский служащий

    Совсем не обязательно использовать социальные сети только для пустого трепа. Например, моя жена любит вышивать. Согласитесь, по нынешним временам увлечение довольно редкое. Так вот, через сеть она нашла тех, кто тоже интересуется вышивкой. Они какими-то схемами через Интернет обмениваются, советы друг другу дают. Ничего плохого в этом не вижу! И еще один плюс социальных сетей - некая обезличенность в общении. В сети, как правило, у вас совсем не тот круг, что в реальной жизни. Может, встретившись с этими людьми, вы и разговаривать с ними не захотите - они раздражать вас будут. А в сети - самое оно. И информацией обменяетесь, и настроение друг другу всякими неприятными мелочами не испортите.

    Николай, 43 года, предприниматель

    Мне кажется, что ничего плохого в социальных сетях нет. Это просто еще одна возможность для общения. Почему-то люди всегда противопоставляют Интернет реальным посиделкам с друзьями. Я зарегистрирован в нескольких социальных сетях, и при этом друзей у меня меньше не стало. Я довольно часто езжу за границу, знакомлюсь там с людьми и, если бы не социальные сети, давно бы уже потерял с ними контакт. Звонить дорого, ездить друг к другу в гости - нужно время и деньги. Да и разница во времени часто мешает живому общению. Социальные сети дают мне возможность не потерять связь с людьми из других городов. Что в этом плохого? Просто люди еще не до конца привыкли к Интернету, вот и относятся к нему с опаской. Вспомните, то же самое было с мобильными телефонами, когда они только появились. Моя мама, помню, недоумевала, зачем нужен мобильник, если можно поговорить по обычному телефону. А теперь она жить без сотового не может. Если у нее нет возможности в любой момент связаться со мной или с внуками, она начинает нервничать. Думаю, то же самое скоро произойдет и с Интернетом.

    Нина, 30 лет, секретарь

    Я не понимаю людей, которые всерьез увлекаются социальными сетями. По-моему, они просто глупы. Они вывешивают свои фото в Интернете, а потом у дивляются злым комментариям. А что тут удивляться? Половина из тех, кто заходит на вашу страницу, действительно находит вас непривлекательной, а другая половина говорит гадости, потому что иначе спать спокойно не сможет. Люди просто самоутверждаются таким образом - скажешь кому-то, что у него ноги кривые, собственные конечности сразу прямее покажутся. Вот и получается, что люди размещают свои фото и комментарии только для того, чтобы получить в ответ поток грязи. Потом расстраиваются и сами начинают писать всякую дрянь обидчикам. Для чего все это? Портить свою самооценку? Я ни в одной сети не зарегистрирована. Не хочу, чтобы меня нашли люди, с которыми я училась в школе, и долго мусолили то, как я постарела, растолстела, поглупела. Мне просто будет неприятно это читать.

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение………………………………………...…………………………. 3

    Глава I. Общение как социальная потребность

      1 Основные виды общения……………………………………………… 6

    1.2 Виртуальное общение - что это? ..........………………………………. 8

    Глава II. Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения учащихся через социальные сети

    2.1 Анализ результатов исследования……………………..……………….11

    Заключение……...…………………………………………………………... 17

    Список использованной литературы и электронных ресурсов…………. 18

    Приложение…………………………………………………………………. 20

    Введение

    Общение — это обмен информации с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Стремительное развитие техники привело к появлению - виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно через Интернет (и купить что-нибудь, и познакомиться с человеком).

    Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Данная проблема является актуальной для современного человека. Она заинтересовала и нас. Мы попробуем разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.

    Объект исследования : процесс влияние социальных сетей на личность подростка.

    Цель исследования : изучить влияние социальных сетей на личность подростка.

    Гипотеза исследования : если подросток увлечён социальными сетями и «работает» в них длительное время, то это способствует негативному влиянию на его личность и здоровье.

    Задачи исследования :

    1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

    2. Определить степень опасности и пользы виртуального общения.

    3. Выявить и обосновать, какой тип общения преобладает у старшеклассников МОАУ «СОШ №25».

    Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

      теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью определения исходных положений;

      анализ и синтез при выявлении сущности и содержания основных понятий используемых в исследовании;

      эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент);

      опрос, беседа, анкетирование.

    Общую методологическую базу исследования составляют психолого-педагогические о содержании, средствах общении их составляющих (коммуникативная, интерактивная, перцептивная), виртуальное общение и др.

    Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов как: В.А. Аксак , Е.А. Климкович , где рассматриваются и анализируются общение в сети интернет, компьютерная зависимость; Г.И.Гаврилова раскрывает популярность социальных сетей; Е.И. Изотова изучает особенности виртуального общения современного подростка. О проблемах виртуального общения показывает в своих работах О.А. Леонтович .

    Научная новизна исследования :

      конкретизирован понятийный аппарат;

      социологический опрос выявил сущностные характеристики предпочтения в способах общения и степень зависимости от интернет общения;

      предложена новая трактовка предпочтений в общении старшеклассников.

    Практическая значимость исследования : рекомендации, разработанные в результате исследования можно применять педагогам, классным руководителям, родителям при воспитании детей.

    Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

    Глава I. Общение как социальная потребность

    1.1 Основные виды общения

    Общение - это естественная человеческая потребность, присутствующая на каждом этапе развития цивилизации. Вспомните, каким было общение до появления интернета. Люди знакомились на улице, ходили друг к другу в гости, ходили в театр, в оперу, встречались на танцплощадках и т.д. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

    Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

    коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

    перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания).

    Изучая материал по теме общения в современном мире, мы столкнулись с проблемой, которую поднимают учителя, родители, психологи. Современные дети все больше времени проводят сидя за компьютером, в сетях Интернета. На реальное общение времени остается все меньше.

    Нас заинтересовала эта ситуация, и мы решили выяснить, насколько виртуальный мир заменяет нам реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит некоторое время и, не осознавая это, мы начинаем воспринимать виртуальный мир как часть реального. Для людей, которые редко общаются при помощи Интернета, мало знакомы с таким понятием как виртуальный мир, а тот, кто общается значительно больше данным способом, понимают намного глубже. Многие подростки затрудняются ответить на вопрос: где вы по-настоящему больше общаетесь с удовольствием, в реальной или виртуальной жизни? Зачастую происходит, что на общение с близкими людьми, друзьями нам не хватает времени. А в виртуальном мире такое общение дается легко и просто, более доступно.

    В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами на жизнь. Интернет - знакомые не знают вас лично, и можно без опаски открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Вот та степень откровенности, которую мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть обо всех проблемах.

    В виртуальном мире многие дают выход своим ужасным наклонностям, которые не проявляют в реальном мире. Есть такой вид как «тролли»: пользователи Интернета, которые провоцируют на конфликт других пользователей. Людям, которых вы знаете только в виртуальном мире, нельзя верить, что бы они ни рассказывали, в каких бы чувствах не признавались, так как Вы не располагаете никакими сведениями, подтверждающими их порядочность. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения. Виртуальное общение пропитано обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.

    1.2 Виртуальное общение - что это?

    В современном мире, общение - это основной способ передачи информации. Сегодня актуально виртуальное общение, которое на данный момент занимает одно из первых мест среди молодежи. Разговаривать с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном.

    Сейчас существуют сайты, где ты можешь найти человека, которого не видел много лет. Наиболее универсальное средство компьютерного общения - это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения, фотографии, презентации, документы за считанные секунды в любой угол мира. Каждый пользователь e-mail имеет свой электронный адрес. Электронная почта гораздо удобней обычной «бумажной». Во-первых, для отправки письма вам не нужно покупать конверт и идти до ближайшего почтового ящика. Во-вторых, ваше письмо приходит адресату сразу же после отправки. Это очень удобно, так как вы тут же можете получить ответ и отреагировать на него. В-третьих, копию вашего письма можно отправить сразу же нескольким адресатам. Кроме того, через электронную почту можно обмениваться файлами, такими как видео, фото или музыка.

    Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь:

    Анонимность и невидимость. За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться.

    Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Стремление к нетипичному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно.

    Стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций - «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

    Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Человек не может найти себе место в жизни, среди реальных людей. Обычно это происходит с творческими людьми, их взгляды на жизнь часто не разделяют окружающие люди и не так трактуют их произведения искусства.

    Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.

    Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.

    Исходя из вышеизложенного можно отметить, что возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в «Сети», позволяют это сделать некоторые особенности Интернета, такие как, анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.

    Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, однополчан и знакомых из других городов. По этой причине огромное количество людей проводит массу времени на этих сайтах, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются о преимуществах и недостатках социальных сетей. Каковы же они на самом деле?

    Социальные сети имеют массу положительных качеств. Во-первых, как уже было сказано, они позволяют людям находиться на связи, даже если они проживают в разных городах и даже странах. При этом можно полноценно общаться с собеседниками, делиться с ними новостями из своей жизни, демонстрировать собственные фотографии, давать ссылки на интересные сайты. Впрочем, сегодня социальные сети используются не только в развлекательных целях. В настоящее время многие ищут с их помощью работу, занимаются самообразованием, а число тех, кто обрел свою вторую половину благодаря данным сервисам, постоянно растет. И, тем не менее, социальные сети имеют не только плюсы, но и минусы.

    Каковы же их отрицательные черты? Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются не чем иным, как обратной стороной их достоинств. Так, все знают, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако, многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Работа и учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей. Если вы замечаете у себя признаки зависимости от социальных сетей, обязательно установите для себя определенные ограничения на их посещение (к примеру, пообещайте себе проводить там не более двух часов в день).

    Глава II. Опытно-экспериментальное изучение особенностей

    2.1 Анализ результатов исследования

    Что притягивает подростков посещать и днем и ночью просторы Интернета? Самая главная проблема состоит в том, что многие молодые люди становятся полностью зависимы от Интернет - общения, они забывают про личное общение, некоторые пользователи начинают тратить свои деньги на платные ресурсы. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость представить свою жизнь без нее. Постоянно взаимодействуя друг с другом постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами - это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем.

    Так что же приводит людей к добровольной зависимости? Психологи давно столкнулись с такой проблемой в современном мире, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, все время остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. Больше всего зависимости от Интернет - общения подвержены люди, ведущие достаточно скучный образ жизни, посредством сетей они повышают свою самооценку, пытаясь выдать информацию, представленную на странице, за действительную, некоторые настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать личных встреч и общения. К сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством Интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.

    Выполняя данную исследовательскую работу, нам было необходимо узнать, какая часть опрошенных школьников общается в социальных «сетях», какое общение они больше всего предпочитают, и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным. Участники: учащиеся 9-11-х классов МОАУ «СОШ №25 г. Орска», всего 115 человек. Метод: анкетирование (см. Приложение I).

    Первый вопрос: «Зарегистрированы ли вы в социальных «сетях?»

    Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 (это примерно 90%) опрошенных пользуются интернетом несколько раз в день.

    Второй вопрос: «Как часто вы общаетесь в социальных «сетях?»

    Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 опрошенных общаются в социальных сетях больше пяти раз в день. Третий вопрос: «В каких соц. сетях вы зарегистрированы?»

    «ВКонтакте» - 108 человек, кроме этой социальной сети популярностью пользуются «Одноклассники». Социальная сеть «ВКонтакте» является самой массовой в Рунете - более 20 млн. пользователей и ориентировано на молодежную аудиторию. ВК была первой на этом рынке на территории России — это своего рода культ молодежи, ведь она появилась не как дополнение от mail.ru, а как отдельный проект, без привязки к чему-либо. Первыми заядлыми «контактерами» были подростки, они и повернули развитие сети в свое русло, и требовали тех нововведений, которые они хотели бы увидеть. «ВКонтакте» очень удобно пользоваться с учебными целями. Для этого необходимо создать группу, где все выкладывают вопросы по экзаменам, лекции и так далее. На страницах это социальной «сети» большой выбор музыки и лёгкий её поиск.

    Однако, об этом интернет - ресурсе есть и много негативной информации. Например, что на страницах «ВКонтакте» можно найти видеоролики, призывающие к насилию, масса нецензурной лексики. Этот факт также должен заставить задуматься как детей, которым нравится это сеть, так и взрослых, которые их окружают (родителей, педагогов).

    Четвертый вопрос: «Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

    На основании диаграммы можно судить, что преобладающая часть учеников проводит в соц. сетях более 1 часа в день. Наиболее распространенный временной промежуток 3- 4 часа. Бесконтрольное погружение в виртуальную реальность отрицательно влияет и на психику и на физическое здоровье.

    Пятый вопрос: «C какой целью вы общаетесь в социальных «сетях?»

    На основании данных из ниже представленной диаграммы можно сделать вывод, что большинство опрошенных используют социальные «сети» для организации досуга.

    Также, нужно обратить внимание на тот факт, что 22% опрошенных заходят на свою страничку в сетях «от скуки». Это достаточно большая цифра. Можно говорить о признаках зависимости от виртуального мира.

    Шестой вопрос: «Сколько у вас друзей?

    На основании диаграммы можно сделать вывод, что у большинства опрошенных учеников примерно 100-200 друзей. Количество друзей в социальных «сетях» не говорит о популярности человека в реальной жизни. Это, скорее, является показателем престижности. О человеке, у которого мало друзей на странице у пользователей складывается впечатление, что он необщителен, замкнут. Происходит подмена понятий «друзья». Седьмой вопрос: «Всегда ли вы размещаете в социальных «сетях» подлинную информацию?»

    Примерно половина опрошенных размещают в социальных «сетях» ложную информацию. Это говорит о том, что не всегда нужно верить виртуальным данным. В среде школьников это проявляется особенно ярко. Причем, сами социальные «сети» провоцируют такую ситуацию. Это связано с простыми условиями регистрации своего аккаунта.

    Восьмой вопрос: «Какие, по-вашему, преимущества виртуального общения?"

    Важная особенность виртуального общения - возможность общаться анонимно, то есть скрывать информацию о себе (половина опрошенных).

    Девятый вопрос: «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»

    40% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, По-мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека.

    В последнем вопросе было предложено написать, как вы провели свое свободное время, если бы отключили интернет. Большинство учащихся решили, что пойдут гулять. Были и другие варианты: чтение, просмотр телевизора, сон, досуг и т.д.

    Таким образом, изучив материалы о социальных сетях, проведя анкетирование учащихся, мы установили, что социальные сети играют большую роль в жизни подростков, оказывают на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Социальные сети сами по себе не являются стопроцентным злом. Возникновение «минусов» часто обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятых личностей.

    Поэтому не стоит забывать, что реальную жизнь с улыбками, похлопываниями по плечу, рукопожатиями и поцелуями, никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть. Виртуальное общение не может заменить общение в реальной жизни, человек, а тем более подросток, не должен быть зависимым от возможностей социальных сетей.

    В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

      ограничение времени пребывания в сети;

      поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);

      оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);

      увеличение времени пребывания в компании друзей

    Также нами были составлены памятки для учеников и родителей. Эта информация отражена в Приложении I.

    Заключение

    Анализ проведенного исследования показал, что в настоящее время интернет-общение является наиболее распространенным видом общения. В этом мире они чувствуют себя уверенней, здесь можно оставаться анонимным или просто не показывать эмоций, которые видны при реальном общении. Работая над темой, мы пришли к следующим выводам:

    1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

    3. Распространенным сайтом является «ВКонтакте».

    4.Подростки в день тратят примерно 3- 4 часа в соц. сетях.

    5. Многие общаются при помощи интернета из-за анонимности.

    6. Большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.

    Таким образом, виртуальное общение заменило реальное, пока не подтвердилась. Однако тенденции уже наметились и давно! Но стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера. Стоит очень серьезно задуматься, не являетесь ли вы зависимыми от Интернета.

    Симптомы Интернет - зависимости: частая проверка почты; сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором; игнорирование обязанностей; невозможность сократить время пребывания в Интернете; пропуск учебных занятий, встреч или ограничение времени для сна ради возможности быть в Интернете; вход в Интернет с целью уйти от проблем, однако виртуальный мир интересен. В нем мы пытаемся убежать от реальных проблем, и даже от самого себя. Порой, в виртуальном мире мы можем раскрыться, рассказать то, чего мы не можем сказать в реальном мире даже близким друзьям. Виртуальное общение не может заменить контакт с живыми людьми.

    Список использованной литературы и электронных ресурсов

    I.Литература

      Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два /В.А. Аксак. - М., Издательство: Эксмо, 2006. - С. 22-48.

      Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. - М., 2011.Издательство: Красико-Принт. - С. 24-83.

      Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. -М., Издательство: Питер, 2005 - С. 32-64.

      Копыл, В.И. Общение в Интернете /В.И.Копыл - М., Издательство: АСТ, 2005. - С. 18-37.

    II.Электронные русурсы

      Аудитория Рунета: точки роста // ФОМ. — 2012. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 (Дата обращения: 25.09.2015).

      Изотова, Е.И.Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии: Научно-методический журн. — 2010. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/335566 (Дата обращения: 27.11.2015).

      Интернет в России. Выпуск 36.Зима 2011—2012 // ФОМ. 2012. Режим доступа. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10420 (Дата обращения: 17.11.2015).

      Интернет сегодня (февраль-апрель 2012) // ВЦИОМ. — 2012. — Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2012/Duzhnikova_internet-2012_wciom.pdf (Дата обращения: 26.10.2015).

      Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А. Леонтович // Полемика. — 2000.- №7. Режим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (Дата обращения: 26.10.2015).

    Приложение I

    А) Больше пяти раз в день

    Б)1 раз в день

    В)1 раз в неделю

    Г)1 раз в месяц

    Д) Реже 1 раза в месяц

    (свой вариант)

    4.Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

    А) Менее часа

    В) 3-4 часа

    Г)5-6 часов

    Д)7-10 часов

    А)Поиск различной информации

    Б) Просмотр фотографий, видеороликов, поиск фильмов и музыки

    Г) Захожу на страницу «от скуки»

    6. Сколько у вас друзей? (Свой вариант)

    7. Всегда ли вы размещаете в соц. Сетях подлинную информацию?

    8. Какие по вашему преимущества виртуального общения?

    А) Мобильность

    Б) Анонимность

    В) Круг общения шире

    9. Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное ?

    Приложение II

    Тест на определение степени интернет - зависимости

    Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

    0 - это ко мне не относится

    2 - время от времени

    3 - иногда

    5 - всегда

    Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

     Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

     Завязываете ли вы новая дружба с пользователями интернета?

     Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

     Бывает ли, что ваше обучение в школе страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

     Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

     Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

     Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

     Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

     Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

     Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

     Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

     Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

     Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

     Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

     Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

     Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

     Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

     Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

    Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 - вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.

    Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 - вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

    Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 - чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.

    29 января – международный День без интернета. Кто-то откажется от всемирной паутины, а кто-то по традиции пойдет в Фэйсбук читать ленту новостей. «Фома» попросил ряд близких для редакции людей рассказать о том, что их сподвигло отказаться или наоборот, активно использовать социальные сети.

    Жизнь глазами друзей

    Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде

    Мы свободны выстраивать свои отношения с социальными сетями так, как мы хотим, а не так, как нас «вынуждают». Я не противник социальных сетей, но при этом я спокойно провожу без них достаточно много времени, могу неделями ничего не публиковать и не испытываю от этого никакого ущерба или комплекса, что вот, какой кошмар, день прошел, а я ничего не посмотрел, не написал, меня никто не лайкнул. Какие проблемы?..

    Первая причина, почему в моей жизни есть соцсети, - для меня это специфический срез текущей жизни глазами моих друзей. В последнее время я практически совсем не захожу на новостные сайты, потому что все интересное и значимое, что происходит в мире, обязательно будет отражено в моей ленте, будет отрефлексировано моими друзьями. А если не будет - значит, это пустое, это не цепляет. То есть в социальных сетях я нахожу новости с человеческим лицом- не формальные, как в информагенствах, а уже отчасти переваренные теми людьми, с которыми меня что-то соединяет.

    Вторая причина: социальные сети - это возможность предметного разговора на разные темы, который невозможно вести другим образом; возможность достаточно быстро получить внятную и выраженную в словах и эмоциях реакцию на то или иное сообщение.

    Третья причина: поскольку круг моих друзей в соцсетях так или иначе коррелирует с моими интересами, то шанс встретить там важную для меня информацию выше, нежели чем я просто буду бродить по каким-то просторам интернета в надежде найти то, что меня интересует.

    Четвертая причина. Соцсети для меня - это возможность быстро получить грамотный ответ или совет из той области, в которой иногда даже не знаешь, кого спросить. В моей жизни случались ситуации, когда я буквально в воздух бросал вопрос - и очень быстро и неожиданно получал ответ высокого уровня компетентности из круга моих друзей или просто внешних людей. Хотя среди тех друзей, с которыми я общаюсь, например, по телефону, такого человека точно бы не нашлось. То есть социальные сети помогают мне выстраивать иногдасовершенно неожиданные отношения.

    Пожалуй, самое неожиданное, что произошло со мной благодаря социальным сетям, - там я встретил настоящего друга. Однажды я, находясь в такой сложной ситуации, которая казалась мне практически безвыходной, буквально с криком о помощи обратился к своим друзьям в Фейсбуке. И через их посредничество я познакомился с человеком, который для меня, для нашей семьи теперь является очень близким другом, с которым мы уже не первый год находимся в очень теплых отношениях.

    Лосева Наталья Геннадьевна, медиа-продюсер, журналист

    Я считаю, что социальные сети неотделимы от той коммуникационной среды, в которой мы обитаем. Сегодня невозможно поддерживать общение в активном информационном пространстве мегаполиса, если ты не используешь соцсети: по работе, для друзей, дома и так далее.

    Для меня социальные сети - это в первую очередь инструмент для работы. Одна моя специальность связана с исследованием поведения аудитории, которая проводит все больше времени в социальных сетях, используя их не только для развлечений, но и довольно утилитарно. Социальные сети связаны и с другим занятием: я работаю с детьми и родителями, которые получают социальную услугу детского отдыха. Сегодня информирование родителей, работа с какими-то сложными ситуациями - все типы коммуникаций сопряжены с социальными сетями и мессенджерами. Именно они становятся средой и инструментом наиболее близкого к бытовым интересам аудитории, доступного и удобного обмена информацией. Поэтому для меня социальная сеть - это просто часть информационного коммуникативного пространства, в котором я существую без какого-то особо выделенного места.

    Когда просишь у людей деньги, важно не быть анонимным

    Владимир Берхин, руководитель Благотворительного фонда «Предание»

    В моей жизни есть социальные сети, потому что это главное для меня средство связи с людьми. Успех в моей работе руководителя благотворительного фонда зависит от того, много ли людей увидят просьбу о помощи и откликнутся ли на нее. И социальные сети -единственная возможность донести нечто сразу до многих людей, не привлекая СМИ или иные «рупоры».

    Но для того, чтобы меня услышали, необходимо, чтобы людям хотелось читать именно то, что пишу я. А значит, надо регулярно чем-то радовать своих читателей, привлекать их внимание, разным способами добиваться доверия и устойчивой связи. А так как кроме, собственно, своей личности, своей жизни и своей работы у меня ничего нет, то именно их я использую для привлечения внимания.

    Когда просишь у людей деньги, важно не быть анонимным, иметь определенное лицо, такое, чтобы люди не сомневались, что деньги, за которые ты берешь ответственность, дойдут по назначению. А раз так, то в социальных сетях надо быть живым человеком.

    Люди ничего не жаждут сильнее, чем почувствовать связь с другими живыми людьми, преодолеть одиночество. Поэтому совершенно естественно делиться спонтанными мыслями, реагировать на «то, что обсуждают все», выкладывать фотографии детей, жаловаться на плохое настроение и задавать справочные вопросы в стиле «кто знает, где можно вкусно поесть в Воронеже?» . Всё это -нормальное поведение нормального человека, который доверяет тем, кто вокруг и пользуется их доверием.

    Сегодня мы поспорили о политике, завтра обсудилифильм, послезавтра -чей-то развод, затем спорт или какой-то духовный вопрос, а потом я попросил помочь деньгами девочке, которая нуждается в сложной операции. Помощь в такой ситуации естественна, как естественно скинуться по 300 рублей на общак в студенческой общаге, потому что мы все вместе и разделяем общие беды и общие радости.

    И да, именно таким способом можно добиваться совершенно удивительных результатов. В 2014 году, например, с помощью, по сути, одних только социальных сетей мы последовательно собрали по 4 миллиона рублей трем женщинам, которым нужны были страшно дороге операции в Швейцарии. Причем последней, Ольге Галимовой,-уже во время новогодних каникул, когда традиционно всякая активность в сети замирает.

    Ради такого результата совершенно естественно работать. «Фейсбук»-это место работы для меня.

    Кроме того, именно через сети «Фейсбук» или «Вконтакте» можно в наше время найти огромное количество людей, которых иначе не найти. По сути, мы все живем как будто в одном пространстве, где можно любому человеку написать и рассчитывать на ответ независимо от разницы в статусах. Социальные сети в этом смысле крайне демократичная вещь. В обычной жизни, чтобы поговорить с Владимиром Романовичем Легойдой, мне надо записываться на прием. А в «Фейсбуке» он отвечает на комментарии.

    Сказанное остается навсегда

    Евгений Водолазкин, писатель

    Для себя я давно уже решил, что важнейшее средство духовной гигиены - неучастие в соцсетях. Это ни в коем случае не всеобщая рекомендация. Есть люди, для которых соцсети - инструмент их работы. Есть люди, которые вообще лишены иной возможности общения, кроме как в соцсетях. У меня, правда, есть «неофициальный сайт», но я даже не знаю, кто его создал. Ведут его вполне квалифицированно, но без всякого моего участия. Я благодарен неизвестным мне людям за внимание ко мне и моим текстам, но присоединяться к ним не планирую.

    Вообще же, опасность социальных сетей, помимо всего прочего, состоит в мгновенности публикации. Это неестественно: человек должен подождать, чтобы мысль отстоялась, приняла нужную форму - или вообще ушла. Такая возможность прежде обеспечивалась техническими условиями: никто не мог опубликовать свои высказывания молниеносно. А теперь люди, не подумав, публикуют всякие глупости. Из-за этого рушатся семьи, дружбы, карьеры и так далее. Сколько известно случаев, когда, опубликовав что-то в Интернете, люди позже хватались за голову. Иногда человек, поддавшись минутной эмоции, говорит ужасные вещи - и выглядит гораздо хуже, чем есть на самом деле, только потому, что был в дурном настроении, нетрезв и тому подобное. Вспомним разбившийся над Сочи самолет - какие страшные комментарии тогда давались в соцсетях разными лицами. Эти комментарии были впоследствии удалены, но удалить-то из Интернета ничего нельзя. Да и вообще: сказанное остается в ноосфере.

    Ужасно также то, что для многих пользователей соцсетей стерлась граница между приватной и общественной жизнью. Люди публично выясняют отношения, делятся интимными подробностями. Мне кажется, всем нам следует взять себя в руки.

    Опасность параллельной жизни

    Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви

    Первое: когда-то ЖЖ (Живой журнал) давал иллюзию непосредственного искреннего общения, которая быстро вылилась в анонимную безответственность. Оказалось, что уменьшение дистанции между высказыванием и его письменной фиксацией - вещь скорее вредная. Раньше, пока человеку нужно было подумать, написать если не гусиным пером, то хотя бы ручкой или набрать на компьютере, послать, опубликовать - было время подумать: а стоит ли вообще это делать?

    Сейчас в соцсетях возникла ситуация, схожая с устными высказываниями: сначала написал, а потом подумал – а нужно ли было? А кто-то уже обижен, соблазн уже произошел. Это преждевременные решения, вызванные эмоциями. Отсутствие реального собеседника рядом с тобой, живого человека, глаза которого ты видишь, сокращает сдерживающий момент, обезличивает общение.

    Дистанция компьютерной переписки создает иллюзию, что я говорю напрямую не с человеком или людьми, а с неким достаточно абстрактным сообществом где-то там по ту сторону экрана. Это дурной соблазн, с которым справляются немногие.

    Второе: создается опасная для христианина ситуация - параллельная жизнь. Когда наиболее интересное, привлекательное, вызывающее отклик в моей душе происходит не в моей семье, не с моими коллегами, не с теми, по отношению к которым я несу реальные социальные и жизненные обязательства, а с некой абстрактной группой лиц. Происходит такое погружение в виртуальную жизнь, когда человек не почитав френдленту утром или вечером, начинает ощущать себя как курильщик без сигареты - неполноценным. Возникает реальная зависимость широкого круга лиц от соцсетей.

    Третье: эта зависимость большого числа людей превращается в желание создать некий образ, имидж того, как нужно выглядеть. Начиная с фотографий: я и моя семья, я и мой муж, я и мой ребенок, мы на отдыхе, что в тарелке, какой остров виден, какой океан, какой автомобиль. Это наивная тщеславность, но лучше она от этого не становится. И заканчивая псевдо-интеллектуальными рассуждениями, необходимостью высказать «экспертную оценку» о всех и вся. Причем, желая принадлежать к определенной социально-мировоззренческой группе, я должен высказаться в определенном ключе. Даже если на самом деле ничего по этому поводу не думаю или думаю что-то противоположное - должен соответствовать. Здесь возникает влияние стада, клана, в соответствии с нормами которого мои высказывания должны находиться.

    Среди людей сколько-нибудь статусных и известных - это особенно сейчас по «Фейсбуку» стало заметно, - вопиющая неискренность. Они пишут то, что подразумевается их статусом. Это даже не обязательно ложь, но правда присутствует в текстах таких людей на 5-10 % от общей картины собственного мировидения. В результате: чиновник какого-то уровня, неважно - государственного или церковного, пишет на соответствующие темы соответствующие тексты. И уже заранее можно представлять, что он напишет по такому-то поводу и какой повод он наверняка проигнорирует, потому что это не вписывается в его статус и линию поведения. И даже тот, кто ведет их сам, предстает в виде бронзовой статуи или информбюро, которое всегда расскажет о наших победах и преуменьшит наши поражения, проигнорирует неприятные новости, пока не выяснится позиция совсем большого начальства о том, как эти новости нужно освещать.

    Я вижу возможное применение этой коммуникации для профессионального общения, для получения научной, учебной или рабочей информации. Но и для этого не обязательно быть в соцсетях -можно создать рассылку. Среди коллег - внутреннее сообщество, которое незачем читать всему миру. Или другие формы корпоративной, социальной, семейной коммуникации, которые не выводятся на всеобщее обозрение.

    Я вижу в соцсетях некую новую болезнь нашего общества. Это своего рода виртуальный эксгибиционизм, выворачивание себя наружу перед всем миром. Раньше христианам было понятно, что своего «внутреннего человека» нужно беречь. Святые отцы советовали даже о веянии благодати в жизни не рассказывать слишком много, потому что с каждым рассказом то, что было живым опытом, объективизируется и отходит от тебя в повествовании, которым ты перестаешь жить. Поделись этим только тогда, когда можешь принести реальную пользу человеку. Не выворачивай себя наизнанку перед всем миром. Как говорил святитель Филарет Московский: «Служи всем и будь сокрыт ото всех».

    В свое время я вышел из всех соцсетей и очень этому рад. Я не ощущаю никакой неполноценности, более того - у меня нет проблемы в получении актуальной информации. Старая мудрость говорила: «Не нужно читать новостей и смотреть телевизор - тебе сегодня расскажут обо всем, что действительно важно». А то, что ты узнаешь о каком-то мировом катаклизме на полтора часа позже, не нанесет тебе никакого ущерба.

    Идеальный вариант удаленного общения - электронная почта. Общайтесь в почте! До адресата дойдет быстро, тебе ответят, и видеть это будешь только ты.

    Боюсь увлечься

    Павел Крючков, сотрудник Государственного литературного музея, журналов «Новый мир» и «Фома», Радио Вера и еще много чего

    Никаких твиттеров, вконтактов и одноклассников. Ни живого ни мертвого журналов.

    Плохо это, хорошо или никак - не знаю. Правда, не знаю.

    Иногда вдруг хочется. Еду, бывает, в метро и придумываю себе никнейм, позабористее. Например, «bbgon» - по ассоциации с B. B. King.

    Ну, я же люблю весь этот блюз и его короля, да к тому же тысячу лет работаю в Доме-музее Корнея Чуковского, где написана единственная сказка. «Бибигон», то есть.

    Меня и самого дразнили Бибигоном - за хвастовство, болтовню и некоторую отвагу.

    Я, знаете ли, жену свою по-настоящему ревную только к одной сущности мужского рода. К Фейсбуку. Поэтому, как сказала в одном из своих интервью великая Умка, то есть Анна Георгиевна Герасимова - «о запрете Фейсбука мечтаю с вожделением».

    Что-то я никак не могу сообразить, в каком жанре пишу сейчас свои заметки? В жанре объяснительной записки что ли? О, Господи! …И ведь есть, есть же у чудесных молодых священников, например, или у моих коллег-товарищей по журналу «Фома» и Радио «Вера» все эти фейсбуки. И они в них прекрасно участвуют. А я? А я - ничего. Не получается.

    Словом, из десяти моих добрых знакомых - в соцсетях нету лишь одного. Меня самого - и нету. Недавно мой друг по «Новому миру» сказал в сердцах: «Вечно тебя никогда нельзя найти - приходится звонить или писать по электронке, как в старину. В наше время надо уже как-то социализироваться, Павел». Надо, надо. Или не надо.

    Есть у меня одна старинная знакомая, помоложе. Мы с ней при встречах шутливо разыгрываем такой застарело-безнадежный «роман». Когда прощаемся, я обычно говорю: «Ну, пока». Она - мне: «а поцелуй?» Я - ей: «боюсь увлечься». Вот-вот.

    …Была в Московском университете легендарная преподавательница античности - Царствие ей Небесное! - Елизавета Петровна Кучборская. И была у нее такая присказка: оставьте мне мою идеальную жизнь. Вот и оставьте, пожалуйста. А если кого вдруг расстроил - простите великодушно.

    Безусловно, самым большим плюсом является то, что любая социальная сеть дает возможность контактировать с друзьями, родственниками и знакомыми из разных городов и стран, особенно, когда нет возможности увидеться и пообщаться с глазу на глаз.

    Также для большинства людей познакомиться в пространстве Интернет гораздо легче, чем знакомство на улице. Иногда достаточно привлечь подписчиков в инстаграм или в другую социальную сеть, чтобы создать интересный и полезный круг для общения, который вполне может из виртуального стать вполне реальным.

    Через социальные сети удобнее общаться, когда вы получаете сообщение, то есть время подумать над ответом. В реальной жизни мы выражаем мысли, которые первыми приходит на ум. Нельзя не отметить то, что вероятность найти интересного собеседника в Интернете также растет, ведь перед тем, как начать знакомство каждый из нас может пересмотреть анкету пользователя и из нее узнать его интересы.

    • Во-первых, любой человек в виртуальном пространстве может стать жертвой мошенничества, поэтому нам надо быть бдительными.
    • Во-вторых, очень активные пользователи могут приобретать зависимости от социальных сетей.
    • И наконец, если очень часто общаться в Интернете, то мы можем даже забыть как же разговаривать с реальными людьми, ведь ничего не может заменить «живого» общения.

    На сегодняшний день, социальные сети составляют ~ 40% из всех коммуникативних сервисов (после телефона). Каждый день количество пользователей социальных сетей увеличивается в разы, например с 2003 до 2013 года, количество пользователей сети интернет увеличилось на 900%, практически каждый человек открыл для себя этот мир, мир мультимедиа и развлечений, мир в котором человеку не нужно беспокоиться о тех проблемах, которые могут окружать в реальном мире.

    Человек, открыший когда-то для себя интернет, позволяет дать волю воображению и развеяться по всему миру. Но, после виртуального путешествия иногда человек начинает отождествлять виртуальный мир с реальным, препятствуя развитию своих талантов и в бувальном смысле уничтожить своё собственное время.

    По себе могу сказать, что время интернет съедает нещадно, если не противостоять этому жесткой самодисциплиной. У меня есть с этим проблемы — с одной стороны. С другой стороны — именно интернет дал мне возможность заниматься творчеством, причем соцсети имеют к этому прямое отношение. Общение по интересам — это целый мир, в котором можно узнать от собеседников такие тонкости своего творчества, которые не даст ни один учебник. Только от нас зависит, станет ли интернет проблемой или же будет всегда верным другом и помощником.